- имя
- и/мяв библейском смысле не только название, но сущность и значение именуемого (Быт 17.5,15; 1Пар 22.9; Иер 20.3; Деян 13.8; Флп 2.9-10; Евр 1.4; 7.2). Теперь имя человеку и предметам зачастую дается как метка, знак, с целью отличить их от других без учета значения того слова, которое становится именем (в этом смысле можно было бы присваивать, например, и просто номера), но совсем не так было в древности (и особенно в еврейском языке). И это очень важно для правильного понимания Священного Писания. Тогда имя выбиралось не по красоте звучания, но всегда было характеристикой человека или предмета, например:• Авраам (отец множества),• Бенони (сын скорби),• Вениамин (сын счастья),• Галгал (колесо, круг),• Иаков (держащий за пяту),• Исав (волосатый),• Мессия (Помазанный),• Мицпа (наблюдение),• Моисей (спасенный из воды),• Рама (высота) и т.д.В этом же смысле Адам "дал имена" всем животным-охарактеризовал их (Быт 2.20).Иногда имя выражало ожидание или каким-то образом предопределяло судьбу (но, может быть, было дано позже?), например:• Гаал (непринятие, бунт),• Гедеон (срубающий),• Гоморра (потопление, погружение),• Давид (возлюбленный),• Дина (суд),• Евтих (удачливый),• Иаков (вытесняющий, выживающий),• Идифун (восхваляющий),• Исаак (он будет смеяться),• Ханаан (подвластный) и т.д.Именно в этом характеристичном и судьбоносном смысле Иаков обратился к Ангелу Божию: "Скажи имя Твое" (Быт 32.29, ср. Суд 13.17).Поскольку имя в древнем еврейском языке несло характеристику, значение именуемого, оно зачастую является единственным ключом для понимания многих событий. Не случайно, поэтому, что при переводе Священного Писания, многие характеристики людей и местностей переведены как имена собственные (см., например, следующие):Авимелех,аАмелсарАпарсыАсир,гАсор,вАфаримБаитБеф-МерхатБитронГагедолимГад,вГалменюхотГаммифкадГараккахимГармиГацорфийГоимГоренгаатадДагиДума,вЕмекИаревИекев-ЗивИеминийИесодИефер,гИзреель,дИосафата долинаИр-МелахИудияКедумимМанахаф,аМениМенухаМеоннимМефег-ГаамаМизгавМиллоМифоарМицпаМицфаМоре,аОвилРабсакРабсарисРегем-мелехСамгар-НевоСевинаСела-ГаммахлекофСиттим,бСоферийцыСур,бТавифаТартанФаруримФирия,аФихолХарашимаХенХозайВ Священном Писании в коротком имени часто заложен широкий смысл. Так, именем сынов патриархов зачастую обозначаются не только имена их ближайших отпрысков, но и названия земель, которые населяли их потомки. В Быт 10.4 Иаван означает Грецию; Киттим-Кипр; Фарсис-далекие страны, Испанию; в Быт 10.6 Мицраим означает Египет; Ханаан-Палестину и т.д. (ср. Иез 27.13). Также и в Быт 25.2,13-14; 1Пар 1.13-15 (ср. народы древней Палестины).Именем одного человека в Священном Писании часто обозначается целая группа людей-род, семья, поколение (см. например, Хареф, Хашум). Так, в Неем 3 почти каждое имя-это группа (ср. ст. 18), также и в Неем 10-среди приложивших печати есть много имен людей, живших задолго до Неемии, но их именем обозначен их род. Также и в 1Пар 9.11 сказано: "поселился Азария", хотя он был первосвященником при Иоакиме, а поселились в Иерусалиме его потомки (см. также Шевуила). В Суд 8.2 Гедеон назвал себя (то есть весь свой народ) именем своего предка-Авиезером (Суд 6.11), а всех остальных израильтян-Ефремом. Израилем в Библии называются все израильтяне, а Адамом-все его потомки.Отсюда легко понять то обстоятельство, что в древности некоторого человека могли назвать именем его отца или предка-например, в 3Ц 15.6 именем Ровоам назван его сын Авия, а псалмы 73; 78; 79 названы псалмами Асафа, хотя были написаны после него (см. Асафб). То же, по-видимому, можно сказать и о некоторых псалмах Давида (см. также Ахимелеха; Екклесиаст, Иодайа).Имя по закону человеку давалось на восьмой день после его рождения (Лк 1.59; 2.21), но в дальнейшем могло меняться (Руф 1.20; Иер 20.3; Ин 1.42), поэтому, видимо, многие люди называются в Библии разными именами: Азария-Озия, Ана-Мааха, Мемфивосфей-Мериббаал, Гедеон-Иероваал и т.д.Имя можно восстановить (Руф 4.5,10), имя можно и изгладить (Пс 9.6; От 3.5). Словом "имя", поэтому, в От 11.13, по-видимому, названа не отдельная личность, а целая линия потомков.
Библейский словарь. Н.Глубоковский. . 2014.